Отверстия в мангале: зачем нужны и какие бывают
Задумывались ли вы, зачем в мангале нужны отверстия?
Из школьного курса физики известно, горение возможно только при доступе кислорода (так называемого окислителя). Соответственно, уголь начинает гореть и разгораться только при доступе к воздуху, насыщенному кислородом. Как только доступ воздуха прекратится, угли начнут гаснуть, жар будет стихать.
Умение управлять подачей воздуха к углям служит успехом в приготовлении отличного шашлыка.
Предположим, что нужно подвести воздух к углям, создав движение воздуха.
Опахало и дырки
Первый способ и всем известный – опахало. Несколько взмахов опахалом и угли разгораются. Но появляется малоприятный факт: шашлык вместе с нами весь в пепле от прогорающих углей.
Второй способ: сделать в мангале отверстия, через которые воздух проникает к углям и они разгораются.
Однако во втором случае возможны варианты отверстий: в стенках и в днище.
Отверстия в стенках
Отверстия на стенках могут располагаться на разной высоте:
- – на уровне углей
- – выше уровня углей.
Если дырки на уровне углей
Расположение в нижней части стенок на уровне углей даёт двойственный результат. Мы получаем доступ кислорода, но рискуем потерять контроль над процессом горения углей.
Порывы ветра, смена его направления приводят к интенсивному горению угля. Неуправляемый поток воздуха разжигает уголь, жир капающий на интенсивно горящие угли вспыхивает, воспламеняется и кусочки мяса могут обгореть. Так же быстрое горение угля способствует активному прогоранию.
И только на совести производителя остается то, сколько отверстий ему захочется сделать, ведь тут нужен грамотный баланс таких “дырок”, главное не переусердствовать.
Да, плюсом такого расположения отверстий является быстрый розжиг углей.
Если дырки выше уровня углей
Расположение дырок в верхней части стенок, выше уровня закладки угля, вообще не дает никакого результата. В таком случае отверстия не несут никакой нагрузки, кроме дизайнерской, ну и для успокоения покупателей, которые где-то слышали, что дырки должны быть и без них не будет доступа к кислороду.
Дырки в днище
Осталось рассмотреть ещё один вариант – отверстия в днище.
В днище чаще всего сделаны круглые отверстия или щели из металлической решетки. Чтобы пепел прогорающих углей не просыпался на землю, делается второе дно. Между вторым дном и днищем с дырками образуется воздушная камера, обеспечивающая доступ кислорода к углям, которая называется поддувалом.
Конструкции мангалов бывают как с открытым, так и с закрытым поддувалом.
Мангал с открытым поддувалом
Конструкция с открытым поддувалом имеет такие же недостатки, как и мангалы с отверстиями в нижней части стенок, а именно зависимость от ветра и соответственно неконтролируемое горение.
Мангал с закрытым поддувалом
Мангал с закрываемым поддувалом обладает преимуществами всех типов конструкций:
- быстрый розжиг угля, благодаря дополнительному притоку воздуха;
- контролируемое горение, благодаря закрытию заслонок поддувала.
- воздушная камера, обеспечивает теплоизоляцию горящего угля, что способствует его более длительному горению и экономичному использованию.
Мнение эксперта и немного истории
Сталик Ханкишиев, автор книг по кулинарии востока, в своей книге “Мангал” приводит неоднозначный довод почему в мангале вообще не должно быть отверстий:
Часто оно (мясо) пересыхает и при углях с хорошим жаром, но это случается, когда используются идиотские мангалы — глубокие, как вёдра, и с дырками по бокам. Там всё будто специально сделано для того, чтобы мясо сушилось под горячими струями воздуха, как волосы под феном. (“Мангал”, 18 стр).
Армянский железный мангал 10-го века, сохранившийся в Тетевском монастыре, сделан без отверстий:
Зато древние мангалы тысячелетней давности, сделанные из глины, были с отверстиями:
На этом пожалуй всё. Спасибо за внимание.
Ссылка на публикацию: | |
Короткая ссылка: | |
Html-ссылка для сайта: | |
BB-ссылка для форума: |